= карта сайта =
Шри Чайтанья Махапрабху
Шрила Бхактивинод Тхакур
Шрила Прабхупад
Шрила Бхакти Прамод Пури
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар
Шрила Бхакти Веданта Свами
Шрила Бхакти Прагьяна Кешава
Ачарьи cовременности
Статьи Вайшнавов
Частые вопросы
Аудио-архив
Библиотека
= Словарь =
= Разное =
Hari-katha >> Ачарьи cовременности >> Шрила Б.Б.Бодхайан Махарадж >> Частые вопросы

Шримад Бхакти Бибудха Бодхайан МахараджВопрос 12:
Я понимаю, что нитйа-сиддхи не соприкасаются с инертной майей из-за того, что они вечно находятся в убежище чит-шакти. Но как понять следующие слова: «На самом деле они даже не знают, что существует такая энергия которая называется майа.» (вышеприведенная цитата из «Джайва Дхармы»)? Разве нитйа-сиддхи даже не имеют представления о том, что майа существует? Тогда как же это соотносится с историей о Джайе и Виджайе; разве они не знали, что четыре Кумара пришли из мира Маха-майи и поэтому Джайа и Виджайа решили задержать их?

Ответ Шрилы Бхакти Бибудха Бодхайан Махараджа: Да, потому что эти нитйа-сиддхи всегда остаются настолько охваченными счастьем преданного служения Господу, что даже осведомленность о факте существования такой энергии как майа, совершенно им безразлична. Все в их жизни настолько позитивно, что даже сама идея такой негативной энергии как майа, будучи расположенной в области чит-шакти, просто отсутствует в их мыслительном процессе, с самого начала не имеющего начала. Конечно же, по особой воле Господа, нитйа-сиддха может помнить о майе.

(Далее следует ответ на вторую часть вопроса 12: «Тогда как же это соотносится с историей о Джайе и Виджайе; разве они не знали, что четыре Кумара пришли из мира Маха-майи и поэтому Джайа и Виджайа решили задержать их?»)

Ответ Шрилы Бхакти Бибудха Бодхайан Махараджа: Они это знали. С тем чтобы поспособствовать лиле, Йога-майа (лила-шакти Господа), сделала их сознающими существование маха-майи.

Вопрос 13:
Даже после такого возвышенного и исчерпывающего пояснения Шрилы Бхактивинода Тхакура, я все же не понимаю почему Господь погрузил меня в материальный мир, таким образом подвергая меня «постепенному достижению трансцендентальной обители» или страданию в майе, в то время как Он изначально поместил джив в духовный мир без необходимости «постепенного достижения трансцендентальной обители», таким образом придавая им изначальную чистоту и способность беспрепятственно служить Ему, не будучи подвергнутыми влиянию трех гун материальной природы? Я думаю это несправедливо. Или может быть до того, как джива войдет в духовную сферу, она должна пройти через материальные лилы Господа?

Ответ Шрилы Бхакти Бибудха Бодхайан Махараджа (1): На самом деле не Господь помещает нас в материальный мир и подвергает нас «постепенному достижению трансцендентальной обители». Это никто иной как сама джива неправильно воспользовалась свободой выбора, которая и причинила такое печальное погружение. С другой стороны мы не можем порицать Господа за предоставление нам такого ценного дара как «свобода выбора», который фактически является проявлением Его милости по отношению к нам. Поэтому нам необходимо быть Ему благодарными и признательными.

До того как мы попытаемся понять смысл вышеприведенной цитаты (которая является подлинным литературным переводом оригинала), давайте проанализируем следующее:

Говорится: «...с тем, чтобы помочь дживам и утвердить их в собственной компетентности в различных ситуациях, Он создал множество низких уровней, взаимодействующих с майей и представляющих собой бесконечные препятствия на пути достижения Верховного блаженства». Таким образом Он сделал все для того, чтобы помочь дживам и укрепить их в собственных способностях. Как же тогда можно утверждать, что Он помогает дживам и развивает их качества ради более высокого блага, при этом помещая или направляя их в противоположном направлении – направлении уровней, которые постоянно препятствуют достижению Верховной обители?! Это было бы противоречием. Во всем этом есть некая польза для обучения дживы. Это как в армии. Все это необходимо для развития таких качеств дживы как терпение, постоянство и т.д. или просто для их обучения умению сравнивать с тем, чтобы они понимали величие и славу блаженства преданного служения Господу в сравнении с убогостью материальной жизни и для того, чтобы развить их положительные качества. Но это далеко не полное описание, природа или представление о таком содействии. В другом случае это было бы противоречием.

Отсюда комментарий следует понимать так – Кришна создал их (низкие уровни, препятствия в достижении блаженства и т.д.) скорее с тем, чтобы предостеречь джив, имеющих свободу выбора, от движения в неверном направлении. Другими словами говоря Он нарисовал «черту опасности» - «опасную зону», говоря – «не входите в опасную зону, но если вы все же туда пойдете, то вы будете вынуждены получить результат». Таким образом, вместо того чтобы принуждать их к чему-то, Он хотел их проверить. Итак, с тем чтобы помочь дживам и развить их позитивные качества, Кришна создал территорию страдания для того, чтобы дживы не уходили от него в эту область и не испытывали там страдания.

Может возникнуть вопрос – «почему же тогда Господь не остановил их (Своей силой воли) от принятия такой плачевной жизни?» - Ответ: Он не хочет вмешиваться в свободу выбора джив. Потому что, если произойдет вмешательство в такую свободу волеизъявления, то тогда не сможет существовать истинная преданность в отношениях между Ним и дживами, и все тогда будет контролироваться Им. Но, возвращаясь к теме – вышеприведенный способ «помощи дживам и их утверждения в собственных качествах» также необходимо рассматривать и с такой точки зрения, что предоставляя дживам случай испытать на себе все страдание материальной жизни, Господь этим хочет сказать дживе – «Итак отбрось эту жизнь полную страдания и приди ко Мне и тогда ты достигнешь своего божественного предназначения».

Далее, как понятно из того, что пишет Шрила Бхактивинода Тхакур, Господь не отходит от джив, пока они, беспомощные, не пройдут через жизнь, полную страданий, причиненную их собственным неправильным выбором или недолжным использованием свободы выбора. Скорее Господь подходит еще ближе вместе со Своей командой спасателей (Его чистых преданных) с тем, чтобы спасти – прося джив принять Его великодушную помощь. Это еще один пример милосердия Кришны.

(Вторая часть вопроса 13):
…в то время как Он изначально поместил джив в духовный мир без необходимости «постепенного достижения трансцендентальной обители», таким образом придавая им изначальную чистоту и способность беспрепятственно служить Ему, не будучи подвергнутыми влиянию трех гун материальной природы? Я думаю это несправедливо.

Ответ Шрилы Бхакти Бибудха Бодхайан Махараджа (2): По всей Вселенной существуют естественные градации или различия, и это принимается как норма вне зависимости от того нравится это кому то или нет. Например в нашей повседневной жизни мы относимся к разным вещам, к разным людям, по-разному. Это настолько очевидно, что нет необходимости приводить другие примеры.

Каков критерий истинного правосудия? Наше представление о правосудии полностью относительно, что зависит от нашего типа понимания индивидуального или общественного интересов. Кто мы такие чтобы судить о том каковы критерии справедливости Господа?

Хотя полное равноправие и невозможно лишь из-за того, что необходимо поддерживать многообразие, но даже возможность проживания в естественной гармонии друг с другом, в соответствии с местом, временем, ситуацией и качествами дается нам Господом; это касается и возможности духовного продвижения, которая также любезно дарована нам Им и находится в пределах Его представления о правосудии.

Господь абсолютен по Своей природе и это также касается Его сладчайшей воли. Поэтому никто не имеет права судить почему Он это сделал так, а это – так. Исключением является лишь вопрошание со смирением и почтительная любознательность.

Кришна может делать все так, как хочет Он Сам.

Мы можем принять во внимание, что наше обсуждение основывается на собственном понимании Шрилы Бхактивинода Тхакура о том, как поступает Господь, следуя его личному стилю изложения и написания. Другой возвышенный преданный также может давать свое понимание в несколько отличной форме, в соответствии с тем как Господь являет ему Свои лилы. Но при этом основа или конечная истина остается неизменной означая, что у Верховного Господа остается верховное абсолютное полномочие поступать так, как Ему нравится, что и является конечным представлением о правосудии, потому что Он Абсолютное Благо.

В «Джайва Дхарме» Шрилы Бхактивинода Тхакура мы находим следующее:
(Глава 16)
«Враджанатха: Почему же ради Своей лилы Господь доставляет беспокойства дживам?

Бабаджи: Качество свободы воли в дживе это особая милость Господа по отношению к ней, потому что бездеятельный объект, не обладающий свободой воли, весьма ничтожен. Благодаря такой независимости джива обретает власть над материальным миром. Страдание и счастье это состояния ума. То, что мы можем видеть как страдание, человек, привязанный к нему, видит как счастье. Конечный результат всех типов материального счастья есть страдание и ничего более. Человек, привязанный к материальным наслаждениям, в конечном итоге обретает лишь страдание. Когда такое страдание нарастает, то взращивается желание счастья. Это желание ведет к дискриминации, которая в свою очередь приносит любознательность. Благодаря любознательности человек достигает общения со Святыми, которые взращивают его веру. Посредством веры человек двигается вверх по нарастающей. Как золото очищается плавлением и ковкой, так и джива, которая заражена чувственными наслаждениями и отсутствием преданности Кришне, очищается через ее помещение на наковальню материального мира и нахождение под молотом страданий. Таким образом страдания обусловленной дживы в конечном итоге приводят ее ко благу. Именно так страдание является примером милости Господа. Поэтому страдания, которые приходят к дживам как часть Кришна-лилы, являются благоприятными для дальновидных и страданием для тех, кто этим качеством не обладает.»

Вопрос 14:
Джива исходит из джива-шакти, которая является неполной по своей природе. Тогда свободная воля такой дживы также будет неполной и несовершенной. Шастры называют такую волю «сиюминутной». Почему же тогда воля дживы называется «свободной», хотя она является несовершенной (сиюминутной) и в любом случае все происходит по воле Господней? Каков смысл так называемой «свободной воли» дживы?

Ответ Шрилы Бхакти Бибудха Бодхайан Махараджа: Согласно сути Вашего вопроса и ради дополнительного разъяснения, позвольте мне со своей стороны задать один вопрос: «Как может существовать истинная «свободная воля» дживы, если все происходит по воле Всевышнего, или другими словами, под контролем Верховной Воли Господа?»

Как маленький, но независимый король под руководством Императора, или обычная маленькая свобода гражданина под контролем правительства страны, также и ситуация с крошечной свободной волей (данной Господом) дживы по отношению к Верховной Воле Господа. Шриман Махапрабху дал окончательный трансцендентальный ответ на все такие типы вопросов – «ачинтйа-бхеда-абхеда-таттва» или реальности по отношению к Верховной Абсолютной Реальности, которые одновременно едины и отличны друг от друга – полная правда о которых в конечном итоге НЕПОСТИЖИМА. Таким образом свободная воля дживы является относительной по отношению к Господу и даже, в определенной мере, независима от Него. Нам необходимо верить, что это именно так и происходит; а почему и как это происходит – не может быть понято нашими ограниченными способностями.

Вопрос 15:
Свободы не существует. Это единственное слово лишенное смысла из-за того, что все происходит по Воле Господа, а не дживы. Если «свободная воля» дживы-души является сиюминутной, то почему Ачарйи и Шастры называют ее «свободной волей»; может быть будет более верным называть ее «сиюминутной волей», а не «свободной волей»?

Ответ Шрилы Бхакти Бибудха Бодхайан Махараджа: Оба эти вопроса (14-й и 15-й) взаимосвязаны. Отвечая на этот вопрос (15-й), я бы сказал, что я понимаю, что Вы имеете ввиду и в основном согласен с Вами, что «сиюминутная воля» не может называться «свободной волей» в абсолютном смысле. Поймите, что Шастры называют ее «свободной» лишь в относительном смысле. Например человек и муравей – у каждого из них есть своя собственная «свободная воля». Свободная воля муравья в сравнении со свободной волей человека весьма ограничена или сиюминутна, хотя она и является «свободной»; с ее помощью он выполняет все свои жизненные функции. Аналогично, свободная воля человека в сравнении с «Абсолютной свободной волей», непреложна мала, хотя и остается «свободной волей» - давайте назовем ее «сиюминутная свободная воля».

Вопрос 16:
В «Джайва Дхарме» Шрилы Бхактивинода Тхакура мы находим следующее:
(Глава 16)
«Враджанатха: В конечном итоге страдания в обусловленном состоянии являются благоприятными, хотя сейчас они и болезненны. Нельзя ли было всемогущему Господу найти какое-нибудь другое разрешение этому мучительному процессу?

Бабаджи: Кришна-лила просто великолепна и имеет бесконечное число видов. Она также относится к одному из типов удивительных лил. В высшей степени независимый Господь играет во все виды лил; так почему бы Ему не играть в такую? Для поддержания всего разнообразия, нельзя исключать ни какую из лил. Кроме того, даже если происходит какая-то другая лила, инструменты (дживы) этой лилы должны принять некоторый вид обеспокоенности в ней. Господь Кришна - личность (пуруша) и исполнитель. Все инструменты (дживы) находятся под покровом воли пуруши. Они являются объектами. Другими словами говоря, они действуют согласно воли пуруши, пока пуруша является исполнителем, то Он является Тем, Кто действует. Будучи под покровом воли исполнителя, совершенно естественным будет то, что дживы будут испытывать какие-то страдания. Почему же Вы называете это страданиями? Видимые страдания, которые поддерживают лилы Господа Кришны, в высшей степени благоприятны для дживы. Отказываясь от аспекта наслаждения Господа Кришны, джива, у которой есть свободная воля, принимает страдания, которые приходят как результат погружения в майу. Если же кто-то должен быть в этом обвинен, так это сама джива, а не Кришна.»

Иначе говоря, из вышеприведенной цитаты мы можем понять, что безграничный и всемогущий Господь был бы ограничен и бессилен, если бы Он не играл во все виды лил, и не был бы в высшей степени независим. Дживы как подданные, управляемые королем, исполняющим. Их независимость сиюминутна, а не абсолютна. Они находятся под покровом воли Господа и, оказываясь под чьей-либо другой волей, будет естественным, если они будут обретать страдания. Но так как эти страдания приводят ко благу, то на них не следует смотреть как на страдания. И в любом случае для живого существа всегда остается выбор: либо отказаться от властвования над вещами, либо принять волеизъявление Господа. Хотя дживе никогда не приходилось быть в нитйа-лиле Господа, и хотя она была в материальной лиле Господа с момента не имеющего начала (анади), выбор того быть в материальном или духовном сознании, сделан дживой. Отсюда сама лишь джива является ответственной за свое пребывание в рабстве кармы материального мира. Это мое понимание вышеприведенной цитаты.

В вышеприведенной цитате из «Джайва Дхармы» мы находим следующее: «Если же кто-то должен быть в этом обвинен, так это сама джива, а не Кришна.»

Дживу можно обвинить, если она, находясь под влиянием майи, не принимает служения Господу, даже если Господь дает дживе такую возможность. Но как можно обвинять дживу в абсолютном смысле, если она не обладает абсолютной волей и была помещена в материальный мир с позволения Всевышнего Господа?

Ответ Шрилы Бхакти Бибудха Бодхайан Махараджа: Нет, джива НЕ была помещена в материальный мир действиями Всевышнего Господа. Господь НЕ участвует в таких вещах.

Хотя у дживы и нет абсолютной воли, но все же хоть какой-то ее частью она обладает. Даже если эта воля сиюминутна, то все равно ее вполне достаточно для того, чтобы сделать выбор с самого начала, еще до того как вступить в отношения с майа-шакти. Именно поэтому дживе необходимо принять ответственность за произошедшее.

Например гражданин живет под руководством правительства страны и согласно ее законов пользуется национальной валютой, что санкционировано правительством. Свобода или свободная воля такого гражданина будет являться «сиюминутной» в сравнении со свободой/свободной волей Президента или министра, и при этом свобода/свободная воля гражданина БУДЕТ ДОСТАТОЧНОЙ для того чтобы жить либо хорошо либо плохо. Таким образом свобода/свободная воля, которая изначально предназначена для того, чтобы дать ей правильное направление, найти ей должное применение и при этом имеется содействие со стороны правительства, оказывается неверно использована гражданином. Так разве можем мы возлагать за это ответственность на Президента или министра, говоря им: «Вы содействовали этому гражданину и предоставили ему все возможности, поэтому вы должны принять на себя ответственность за произошедшее.»? Аналогичным же образом мы не можем возлагать на Кришну ответственность за неверное использование свободы как отдельной личностью так и коллективом. Таким образом «Если же кто-то должен быть в этом обвинен, так это сама джива, а не Кришна.»

В вышеприведенной цитате из «Джайва Дхармы» есть два основных подраздела.

(а) Бабаджи: Кришна-лила просто великолепна и имеет бесконечное число видов. Это также относится к одному из типов удивительных лил. В высшей степени независимый Господь играет во все виды лил; так почему бы Ему не играть в такую? Для поддержания всего разнообразия, нельзя исключать ни какую из лил + (последняя часть). Отказываясь от аспекта наслаждения Господа Кришны, джива, у которой есть свободная воля, принимает страдания, которые приходят как результат погружения в майу. Если же кто-то должен быть в этом обвинен, так это сама джива, а не Кришна.»

(б) [средняя часть] Кроме того, даже если происходит какая-то ДРУГАЯ лила, инструменты (дживы) этой лилы должны принять некоторый вид обеспокоенности в ней. Господь Кришна - личность (пуруша) и исполнитель. Все инструменты (дживы) находятся под покровом воли пуруши. Они являются объектами. Другими словами говоря, они действуют согласно воли пуруши, пока пуруша является исполнителем, то есть Он является Тем, Кто действует. Будучи под покровом воли исполнителя, совершенно естественным будет то, что дживы будут испытывать какие-то страдания. Почему же Вы называете это страданиями? Видимые страдания, которые поддерживают лилы Господа Кришны, в высшей степени благоприятны для дживы.

Не взирая на свою взаимосвязь, оба этих подраздела это два различных контекста. Я думаю, что первый из подразделов относится к категории наиболее принципиальных. Давайте сначала поговорим о нем. В этом контексте говорится о двух различных аспектах Кришна-лилы: 1. «анвайа-мукхи» (позитивный аспект) и 2. «вйатирека-мукхи» (негативный аспект) [«анвайа-вйатирекабхйам»].

Подраздел (а) относится к «вйатирека-мукхи» Господа, или негативному типу лилы, который не может быть до конца понят дживой с ее [ограниченной и] относительной концепцией. Может возникнуть вопрос: «Почему Господу так необходим такой вид лилы? Нельзя ли ее избежать? Ответ не может быть простым, потому что, ее причины сокрыты в мистерии. В такой лиле непосредственно сам Господь не участвует, хотя и существует некоторая косвенная связь, и именно поэтому она называется удивительной лилой. В соответствии с Сиддхантой (духовным заключением), в целом причин две: i) злоупотребление свободой воли, ii) создание некоторой области для дживы, в которой она смогла бы обрести сравнительный опыт или вкус.

Пример для i) Даже порядочному царю (а не только диктатору-эксплуататору) приходится создавать тюрьмы, полицию или организации, которые присматривали бы за теми, кто неверно пользуется своими свободой и властью. С другой стороны, это именно те, кто так поступают, создают необходимость во всех этих структурах, но никак не царь, который непосредственным образом не участвует во всем этом, хотя и играет необходимую роль в том, чтобы помочь таким личностям в их собственном исправлении, что в конечном итоге идет последним на пользу. Подобную же роль играет и Господь Кришна в Своем негативном аспекте лилы, конечно же в более высоком трансцендентальном смысле.

ii) Непостоянство или разносторонность во вкусовых пристрастиях (или опыте) относится к одной из характеристик жизни. Невозможно иметь представление о привлекательности сладостей, не попробовав что-либо горькое. Аналогичным образом претерпевание горького опыта может помочь в лучшей оценке трансцендентального счастья/экстаза Кришна-лилы. В этой связи, преданным необходимо отметить один наиболее важный факт того, что Кришна не покидает дживу, оставляя ее беспомощной и страдающей, Он скорее милостиво приходит в Своих различных формах, чем столь неоценимо помогает дживе.

Кроме того, существует еще одна причина, по которой Господь являет негативный аспект в Своей лиле. Эта причина относится к тому, чтобы также принести облегчение и другим видам жизни и на различных уровнях существования в этой Вселенной. Мы знаем, что всеобщим законом жизни материальной является жизнь за счет другого.

ахастани сахастанам
ападани чатуш-падам
пхалгуни татра махатам
дживо дживасйа дживанам

Шримад Бхагаватам (1.13.47): «Те, у кого нет рук охотятся на тех у кого они есть; те, у кого нет ног охотятся за теми у кого их четыре. Слабые служат едой для сильных и основной закон таков, что одно живое существо является пищей для другого.»

Например, если Господу необходимо поддерживать жизнь человека, тогда жизни деревьев, растений и овощей будут принесены в жертву с тем, чтобы удовлетворить потребности людей в пище, постройке жилищ и т.д.; таким образом жизни деревьев и растений превращаются на какой-то период времени в сплошное мучение лишь для того, чтобы поддержать жизнь человеческую. И так дальше – травоядные животные питаются растениями, а остальные из них – животным мясом. Другой пример – если болезнетворные насекомые или бактерии живут на или в человеческом теле, то человек заболевает, а с другой стороны, когда человек лечится от них, то они начинают страдать сами или вообще умирают, и опять таки ценой их жизней человеку возвращается нормальное здоровье. По тому же самому принципу однажды нам всем придется принять участие в процессе умерщвления с тем, чтобы предоставить место новым будущим поколениям и уменьшить тяжесть, лежащую на матери-Земле.

Таким образом это то, как проходит жизнь на нашем плане бытия согласно закона кармы. (Сегодня один причиняет страдания другому, а завтра все будет наоборот – второй будет причиной страданий первого – цикл кармических причин и следствий). Теперь же, возвращаясь к главному вопросу – возможно частичное обоснование негативного аспекта лилы Господа как раз и заключается в том, чтобы помогать одним дживам, принося таким образом в жертву других (которым, в свою очередь, тоже будет оказана помощь, когда придет их очередь).

Подраздел (б) напрямую касается Бхакти по отношению к ДРУГОМУ виду лилы Господа, что означает ни что иное как разновидность Его собственных естественных игр, имеющих позитивный аспект (анвайа-мукти). В такой лиле или игре, джива вовлечена в непосредственно служение Господу, что требует от нее согласиться на некоторые неудобства ради повышения трансцендентального удовлетворения Господа, оставаясь под Его покровительством. Такое согласие с неудобствами в конечном итоге переходит в жизненное счастье дживы и ее безусловное посвящение себя Господу. В некоторых других случаях согласие дживы на неудобства ради Господа тотчас же приводит к экстатическому состоянию. Поэтому Тхакур Шрила Бхактивинода пишет: «Почему вы называете это страданиями? Видимые страдания, которые поддерживают лилы Господа Кришны, в высшей степени благоприятны для дживы

Вопрос 17:
Существует ли такая лила в которой достигается «ничто»? (ни Голока, ни Вайкунтха, ни река Враджа, ни растворение в Брахмаджьоти, ни материальное проявление), или другими словами говоря, есть ли такая сфера, где нет никакой лилы?

Ответ Шрилы Бхакти Бибудха Бодхайан Махараджа: Нет.

Вопрос 18:
Может ли Господь создать то, чего Он создать не может? Возможно ли такое?

Ответ Шрилы Бхакти Бибудха Бодхайан Махараджа: Вопросы о такой возможности или невозможности просто-напросто не возникают в Божественном Совершенстве, так как они абсолютно неуместны.

Вопросы: Индрадьюмна дас
Перевод: Дамодар дас


© 1999-2024 Hari-katha.org. All rights reserved.