Это жизнеописание составлено
нами на основе воспоминаний, которыми
Шрила Гурудев порой делится с нами, а также
тех сведений, которые он приводит о себе в
своей книге о Парам-Гурудеве, и главе,
посвященной Парам-Гурудеву в книге «Божественная
Свита Махапрабху». Эта работа - наше
скромное подношение на Вйаса-Пуджу Шрилы
Гурудева. Подлинное совершение Вйаса-пуджи,
как пишет Гурудев в одном из своих
посланий на день явления Шри Шримад Бхакти
Прамод Пури Госвами Махараджа - посвятить
этот день памятованию о Гуру, молиться о
его милости и воспевать его славу; лишь
тогда совершаемый обряд пушпанджали
обретает смысл. Уроки, которые Гурудев
дает своим ученикам - это не просто набор
прописных истин, выслушанных и взятых на «домашнее
задание». Этот урок - жизнь в преданности,
посвященная осознанию и воплощению
услышанного от Гуру и Ваишнавов; и далеко
не все, что мы с легкостью услышали, с той
же легкостью займет место в нашей жизни.
Поэтому, биографии Гуру и Ваишнавов не
относятся к категории мемуаров или
исторической публицистики. Они являются
живым, воплощенным примером жизни в
преданности, и предназначены для глубоких
размышлений о тех Божественных истинах, из
которых она и состоит.
Мадхусудан дас (апрель 2002)
Шрила Гурудев явился в этот мир в
Рам-навами, 438 года Гаура-эры, или 24 апреля 1924
года. Местом своего явления он избрал
деревню Гвалпара, в восточно-индийском
штате Ассам. Гвалпара расположена в 120 км. от
столицы штата Гуахати, на берегу реки
Брахмапутра. Места эти необычайно красивы -
рисовые поля, джунгли, временами попадаются
небольшие холмы, усыпанные валунами, меж
которых растут увитые цветочными лианами
платаны, бамбук и пальмы.
Гурудев явился в семье Дхирендры
Гуха-Райа и Судхансу-бала Деви. У него также
было несколько братьев и сестер.
Впоследствии, многие из его родственников
стали преданными; тело матери Гурудева
покоится в усыпальнице, построенной у
восточной стены Шри Чаитанйа Гаудиа Матха
на Ишодйане, в Шридхам Майапуре. Родители
нарекли его Камакхйа-чаран Гуха-рай, по
имени Камакхйа-деви, поклонение которой
распространено в Ассаме.
Дом, где жила семья Гурудева,
стоит на склоне большого, покрытого
зарослями, холма, выходящего на берег реки.
Он сохранился и поныне, и сейчас на этом
участке силами учеников Гурудева ведется
строительство храма. Чуть выше дома по
склону стоит маленький мандир, высотой и
шириной не более двух метров, где
установлен Шива-лингам. «Когда я был совсем
маленьким, отец учил меня поклоняться. Я
конечно, мало что понимал. Позже, мой
Гурудев сказал мне: «Ты встретился с
преданными Кришны по милости Махадева».
Гурудев часто вспоминает
увиденное им в раннем детстве
землетрясение: «… когда нас вывели на улицу,
я увидел рухнувший дом и множество людей,
которые трубили в раковины и кричали: «Харибол!
Харибол!», мусульман, которые тут же взывали
«Аллах Акбар!». Стоит случиться беде, как
все мы тут же вспоминаем о Боге…»
Камакхйа-чаран учился в школе,
основанной англичанами в 70-ых годах 19
столетия. Затем он продолжил свое обучение
в Калькуттском университете. Его
специальностью была философия. Вернувшись
домой после окончания учебы, он вскоре
встретился со своим Гурудевом, Ом Вишнупад
108 Шри Шримад Бхакти Дайита Мадхавой
Госвами Махараджем. Эта встреча произошла в
1946 или в 47 году, в доме Радхамохана Де, дяди
Камакхйа-чарана. Он был учеником Шрилы
Прабхупады. Вместе с Парам-Гурудевом в
Гвалпару приехал Кришна-Кешав Брахмачари и
еще несколько преданных. Во время этой
встречи Камакхйа-чаран задал вопрос Шриле
Мадхаве Махараджу: «Когда я воспеваю Святое
Имя, ко мне приходит чувство, что я буду
вынужден расстаться со всем, что сейчас
окружает меня, с родными и близкими, и это
чувство приносит такое огорчение мне, что я
вынужден остановиться. Что же мне делать?»
В ответ Шрила Парам-Гурудев
рассказал следующую историю: «Однажды стая
лебедей летела на Манас-саровар, райское
озеро. Один из лебедей увидел внизу на земле
маленький грязный пруд, заросший тиной, в
котором плавали утки. Ему стало жаль их, и он,
прервав полет, опустился вниз. Невиданная
белоснежная птица с огромными крыльями
поразила уток. Они спросили:
- Кто ты, и куда летишь?
- Я лебедь, и лечу на Манас-саровар.
- А что такое Манас-саровар?
- Это прекраснейшее озеро, которое
находится в обители богов.
- А можно и нам туда?
- Конечно, летите за мной!
Утки смутились - за долгую жизнь, прожитую в
пруду они почти разучились летать. Но
лебедь сказал:
- Ничего, я сам отвезу вас. Садитесь мне на
спину и полетели!
Утки всполошились:
- Что, вот так прямо сразу и лететь. Подожди,
нам надо посовещаться. Скажи, а чем вы там
питаетесь на вашем сароваре? Есть ли там
мокрицы, улитки и головастики?
- Всей этой скверны там нет. Мы питаемся
стеблями лотосов и пьем прозрачную воду.
- Нет мокриц? Ты что, шутишь? С голоду нас
уморить решил? Никуда мы не полетим!
Рассказав эту историю, Шрила
Мадхава Махарадж заключил: «Наши
материальные привязанности держат нас в
плену. Даже когда садху приходит к нам,
чтобы указать путь к спасению, чтобы
забрать с собой, мы, как и эти утки, не в
силах расстаться с привычными вещами».
Парам-Гурудев провел в Гвалпаре
несколько дней, затем уехал, а Камакхйа-чаран
был глубоко впечатлен этой встречей. Он
начал переписываться со Шрилой Мадхавой
Махараджем. Свою переписку он держал в
тайне от родителей, письма приходили на
адрес его дяди, Радхамохана. В конце концов,
он осознал, что, живя дома, он не сможет
полностью посвятить свою жизнь бхаджану. Он
отправился в Калькутту к Парам-Грудеву,
сказав родителям, что едет к друзьям.
Камакхйа-чаран присоединился к
миссии Шрилы Мадхавы Махараджа в 1947 году. Он
получил посвящение и духовное имя Кришна-Валлабх
Брахмачари. Первое время он совершал
служение в издательстве Шри Чаитанйа Матха
в Майапуре. Затем Шрила Парам-Гурудев
приблизил его к себе, и все последующие годы,
вплоть до 1979, Гурудев путешествовал вместе
с ним по всей Индии, выполняя обязанности
секретаря Миссии. Он принимал участие в
создании и становлении Миссии, организации
и строительстве более чем 15 Матхов. Среди
них был и Матх в Гвалпаре (1969 г.), в создании
которого Парам-Гурудев видел волю Шрилы
Прабхупады, некогда посещавшего Гвалпару и
основавшего там сева-ашрам.
Присоединившись к Миссии, Шрила
Гурудев, несмотря на блестящее образование
и способности, держался чрезвычайно
скромно, желая полностью посвятить себя
желаемой цели. Шрила Мадхава Махарадж,
однако, настоял на том, чтобы он выступал на
собраниях преданных, где говорили Хари-катху
такие великие личности как Шрила Джаджабар
Махарадж, Шрила Шридхара Махарадж, Шрила
Пури Махарадж, Парам-Гурудев.
В 1961 году Шрила Мадхава Махарадж
впервые дал саннйасу нескольким своим
ученикам, среди которых был и Гурудев. Он
получил имя Триданди Свами Шрила Бхакти
Валлабх Тиртха. Позднее Шрила Мадхава
Махарадж поручил Гурудеву редакторскую
работу в ежемесячном журнале «Шри Чаитанйа
Вани». В этом журнале были опубликованы
очерки Гурудева, из которых позднее были
составлены книги «Бхакта Дхрува», «Бхакта
Прахлад», «Персонажи Пуран», «Парикрама
Враджа-мандалы» и главная книга Гурудева «Божественная
Свита Махапрабху».
Шрила Гурудев был лично знаком с
Шрилой Бхактиведантой Свами Прабхупадой. В
те годы, когда ИСККОН начинал свою
проповедь в Индии, он, по поручению Парам-Гурудева,
оказывал различную помощь ученикам
Бхактиведанты Свами, в том числе в издании «Back
to Godhead» на хинди. Гурудев ежегодно принимает
участие в собрании представителей всех
ваишнавских миссий Шри Майапур Дхамы,
которое происходит за несколько дней до
Гаура-Пурнимы в Майапур-Чандродайа Мандире.
Одним из величайших деяний Парам-Гурдева
было возвращение Гаудиа-ваишнавам и
возрождение Святого места явления Шрилы
Бхактисидханты Сарасвати Госвами
Прабхупады в Джаганнатха Пури. Гурудев
принимал в самое деятельное участие в этой
практически невыполнимой миссии, с великой
верой в то, что желание Парам-Гурудева
должно осуществиться, и оно осуществилось.
В начале 1979 года Парам-Гурудев заложил
первый камень в основание нового Матха.
Вскоре после этого он покинул этот мир.
Незадолго до ухода он произнес речь, в
которой даровал ученикам свои последние
наставления. Он завещал ученикам заботу о
созданной миссии, и объявил о своем решении
по поводу преемника:
«…Решение должно низойти свыше.
Господь Сам дарует положение Ачарьи Своему
близкому спутнику. Такого принципа
преемственности придерживаются все
сампрадаи Ваишнавов. Посоветовавшись с
братьями в Боге я принял решение, что после
моего ухода главой Миссии будет Шриман
Бхакти Валлабх Тиртха…»
За несколько дней до ухода Шрилы
Мадхавы Махараджа, Гурудев, сжигаемый
неизбежной разлукой с ним, оправился на
Говардхан, где день и ночь, без еды и сна,
молился о том, чтобы Господь не забирал
Парам-Гурудева. Там его и застала печальная
весть. Для Миссии наступили трудные дни.
Несмотря на то, что воля Парам-Гурудева была
выражена открытым и очевидным образом, не
все были согласны с этим. Гурудев в те дни
явил пример идеального поведения Ваишнава.
Конечный результат - лучшее мерило оценки
тех или иных поступков. Сегодня многие из
тех, кто был против тогда, продолжают свое
служение в Миссии, почитая Шрилу Гурудева
как истинного Ачарью.
Шрила Гурудев возглавляет Шри
Чаитанйа Гаудиа Матх 23 года. За это время
было завершено строительство Матхов в
Чандигархе, Джаганнатха Пури, Дехрадуне,
новые Матхи созданы в Новом Дели и Батинде.
В Матхе на Ишодйане, в Шри Майапуре,
построено Самадхи Шрилы Парам-Гурудева,
несколько жилых корпусов, обрамление Радха-кунды,
и многое другое.
Все эти годы Гурудев непрерывно
путешествовал по всей Индии, проповедуя там,
куда прежде приезжал Парам-Гурудев, а также
во многих новых местах. Гурудев никогда не
прилагал усилий, чтобы обзавестись большим
количеством учеников. Однако учеников у
него, несмотря на это, великое множество, со
всех концов Индии, а теперь и других стран.
Духовные традиции, заложенные Парам-Гурудевом,
строго соблюдаются и поныне. Фестивали в
Майапуре, Калькутте, Чандигархе, городах и
деревнях Ассама собирают тысячи преданных.
Несмотря на то, что ученики из
западных стран появились у Гурудева еще в
начале 80-ых годов, его проповедь на Западе
началась лишь в 1997 г. Этот этап его миссии
связан с личностью великого Ачарьи
современности Шри Шримад Бхакти Прамод
Пури Госвами Махараджа, которого Шрила
Гурудев всегда почитал как своего Шикша
Гуру. Именно Шрила Пури Махарадж, который
еще в 50-ых годах заметил Гурудева и с тех пор
даровал ему сокровенное общение и
множество благословений, настоял в 1979 г.,
чтобы Гурудев занял положение главы Миссии.
Он же в середине 90-ых выразил желание, чтобы
Гурудев поехал в западные страны.
«Несколько раз я ходил к нему, и
он настойчиво уговаривал меня ехать. У
Шрилы Пури Махараджа было много учеников на
Западе, но те из них, кто не мог ездить в
Индию, нуждались в непосредственном
духовном руководстве. В этом еще одна
причина того, что он просил меня поехать на
Запад; забота об учениках. В конце концов, я
сказал ему: «Так вы берете на себя
ответственность за меня?» Он отвечал: «Твой
Гурудев берет ответственность! Махапрабху
берет ответственность!» Тогда я принял
решение ехать…»
За последние 5 лет Гурудев
несколько раз посетил Америку, европейские
страны, Сингапур, Австралию, Россию, Украину
и Беларусь. Преданные из западных стран
стали привычными гостями на фестивалях
Матха в Индии. Вышли на английском книги
Гурудева «Sages of Ancient India», «Sri Chaitanya Life and Associates»,
сборники лекций «Message of Gita», «Shuddha-bhakti», «Taste
of transcendence». Он является вице-президентом «Всемирного
Сообщества Вайшнавов (WVA)». В Москву Гурудев
впервые приехал в июне 1999 г, и с тех пор
приезжает каждый год. Множество русских
преданных вручило ему свою духовную судьбу.
Вся жизнь Гурудева - это
непрерывный Киртан. Его духовные
наставления необычайно обширны по охвату
тем и идей. Гурудев учит безраздельной,
бескорыстной преданности Верховному
Господу Шри Кришне, и все его слова так или
иначе посвящены развитию в слушателях
именно такого духовного сознания. Гурудев
бескомпромиссен в своей проповеди. Он часто
повторяет слова Бхагават-Гиты «Искренняя
душа никогда не будет обманута», а еще -
слова, сказанные Дхруве Махараджу его
матерью и духовным учителем: «Если хочешь
обрести Верховного Господа, никогда никого
не обвиняй в своих страданиях». Каждым
своим шагом он олицетворяет смирение и
покорность воле Старших Ваишнавов. Его
окружают возвышенные души, которые раз и
навсегда поверили ему, и посвятили свою
жизнь осознанию его Божественных слов и
служению его идеалам.
Читайте также:
Лилы Шрилы Б.В. Тиртхи Махараджа
|