Абхидхея (абхидхейа) - одно из трех основополагающих понятий вайшнавской теологии, - значение, смысл; средства достижения конечной цели; преданное служение в стадии практики(садхана-бхакти).
Абхинивеша - глубокая привязанность к материальному; страх смерти; подсознательные привычки, сохранившиеся с прошлых жизней.
Абхишека - церемония омовения Божества, или другого священного предмета поклонения йогуртом, молоком и водой.
Авадхута - святой высочайшего уровня, личность, находящаяся выше общественных, социальных, и даже религиозных правил и условностей.
Аватара - "тот, кто нисходит", нисхождение Бога или Его посланника в определенном образе с той или иной миссией.
Авиакта - непроявленное состояние творения.
Авидья (авидйа) - непонимание, невежество, отсутствие истинного видения своего положения как слуги Шри Кришны; иллюзорная энергия Бхагавана (майа).
Авидья-шакти (авидйа-шакти) - Сила Господа, вводящая в неведение, то же, что и майа.
Адвайта - "недвойственность": 1) качество Всевышнего Господа, означающее , что Он является единой, неделимой Истиной; хотя из Него исходит сияние бесконечного Брахмана и Он распространяет Себя в виде Своего частичного проявления Параматмы, Он остается неделимым; 2) философская система адвайта-веданты (майавади) провозглашает единство индивидуальной души и Брахмана.
Адвайта Ачарья (Адвайта Ачарйа) - один из ближайших спутников Шри Чайтаньи Махапрабху. Входит в состав Панча-таттвы. Почитается гаудия-вайшнавами как Маха-Вишну.
Аджа - имя Всевышнего Господа, означающее "нерожденный".
Аджамила - брахман, ставший величайшим грешником из-за связи с проституткой и спасенный от посланников Ямараджа благодаря неосознанному произнесению Святого Имени Господа Нараяны. История Аджамилы описана в Шестой Песне "Шримад-Бхагаватам", и часто приводится гаудия-вайшнавскими учителями как пример намабхасы.
Аджнана - незнание, невежество.
Ади-Гуру - Изначальный Гуру, Бхагаван; является изначальным Гуру всех духовных учителей в ученической преемственности.
Ади-дева -- Шри Кришна, Изначальный Господь всех богов (см. "Шримад Бхагавад-гита", 4.11).
Ади-Пуруша - Изначальный Наслаждающийся, Причина всех причин, изначальное высшее мужское начало, Шри Кришна.
Ади-раса - изначальная, чистая, неоскверненная материей раса, существующая в духовном мире.
Адхарма - неправедность, безрелигиозность, отклонение от закона дхармы.
Адхидайвика-клеша - страдания от стихийных бедствий, которые вызываются богами. Этот, и два нижеследующих - это три вида страданий, испытываемых дживой в материальном мире.
Адхибхаутика-клеша - страдания, причиняемые другими живыми существами; одно из трех видов страданий, испытываемых дживой в материальном мире.
Адхирудха - супружеская любовь, которую являют гопи Враджа.
Адхьятмика-клеша (адхйатмика-клеша) - страдания, причиняемые собственными умом и телом.
Адхирудха - высочайшая степень божественной любви в разлуке, которую испытывал Махапрабху во время Своих заключительных лил в Джаганнатха Пури.
Адхокшаджа - одно из Имен Господа, означающее "Тот, Кого невозможно постигнуть материальными чувствами"; запредельный, трансцендентный.
Айшварья (аишварйа) - величие, могущество; внушающий чувство благоговения, трепета и преклонения величественный аспект Господа, олицетворением которого является Шри НараянаВайкунтха-дхамы (в противоположность мадхурье); каждое из шести божественных величий, которыми обладает Шри Бхагаван.
Акама - тот, у кого нет материальных желаний.
Акарма, или наишкарма - действия, не создающие материальных последствий (кармы).
Акрура - дядя Господа Кришны.
Акхила-расамрита-мурттих - Шри Кришна, Личность и олицетворение всего многообразного блаженства расы; Первопричина, Основа и Жизнь всего.
Акшая тритья (акшайа-тритйа) - начало Трета-юги и Чандана Ятры. В этот день был создан ячмень - один из необходимых элементов для жертвоприношений.
Аманина манадена - наставление, оставленное Шри Чайтаньей Махапрабху в Его "Шикшаштаке": "не требуй почестей для себя, но сам почитай каждого" ("Шикшаштака", 3).
Амара - бессмертие.
Амбариша Махараджа- великий царь и великий преданный Господа, который практиковал все девять форм преданного служения. История жизни АмбаришиМахараджа рассказана в Девятой песни “Шримад-Бхагаватам”.
Амнаях (амнайах) - ведическая традиция, передающаяся по цепи ученической преемственности.
Амрита - "нектар бессмертия", полученный богами и демонами при пахтаньи Молочного океана.
Амша - часть, или распространение Шри Кришны.
Амша-аватара - частичная, неполная аватара.
Ананда - блаженство, высшая божественная радость, аспект природы Верховного Господа. См. также сат-чит-ананда.
Ананья-бхакти (ананйа-бхакти) - чистая бхакти, не смешанная ни с какими другими желаниями.
Ананта - безграничный,бесконечный. 1) распространение Господа Баларамы в виде тысячеглавого змея, поддерживающего все миры и олицетворяющего Собою силу притяжения; 2) имя Господа Баларамы.
Анартха - “бесполезное, нежелательное”; внутренние препятствия в сердце к обретению Парамартхи, высшего богатства. Берут начало в ложных представлениях о себе, Господе, о цели, пути, и препятствиях на пути. Анартхи приводят к: а)жажде временных материальных удовольствий, мистических сил и освобождения; б)апарадхам; в)к заболеваниям сердца: пустым привязанностям, лицемерию, насилию и т.п.
Анартха- нивритти - четвертая стадия развития бхакти-латы: избавление от анартх, их уничтожение. Объяснение этого можно найти в книге Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура "Мадхурья-кадамбини".
Анатма - то, что не является душой; инертная материя.
Анга - каждое из девяти составляющих преданного служения, таких как слушание и воспевание.
Ангира - один из семи великих мудрецов, рожденных Брахмой.
Аниманам - ничтожно малый.
Анируддха - четвертое проявление Господа в Его четвертичном распространении на Вайкунтхе(см. Чатур-вьюха).
Анна-прашана - ведическая церемония, на которой ребенку впервые предлагают блюда, приготовленные из злаков.
Антаранга-шакти - вечная энергия Кришны (см."Шримад Бхагавад-гита", 7.5)
Антарьями (антарйами) - аспект Всевышнего Господа. Находится только в сердце чистого Преданного - там же, где находится и Вриндаван. Антарьями - это Сам Кришна, тогда как Параматма - лишь частичное Его проявление.
Анубхава - одна из составляющих расы. Внешние проявления духовных чувств преданного, такие как танец, пение, и т.п. Всего выделяется 13 анубхав.
Анумана - индуктивное знание. Индукция - способ рассуждения от частотных фактов, положений к общим выводам; противоположность дедукции. Одна из трех основных праман.
Анугатья - следовать по стопам, быть последователем, покорность, верность.
Апапа-виддха - чистый и неоскверненный; тот, кого не может коснуться грех.
Апара - не духовное; неподвижная, инертная материя; материальная природа.
Апана-даша - стадия преданного служения, на которой преданный ощущает умиротворение в бхава-бхакти, первом раскрытии бутона божественной любви. Следует за шраддхой, шравана-дашей, варана-дашей и садхана-дашей.
Апара-вичара - поверхностное суждение, относительная точка зрения.
Апарадха - оскорбление. Есть 64 сева-апарадх, 10 нама-апарадх
Апара-пракрити - низшая, внешняя энергия Господа, майа-шакти.
Апратипатти - безразличие, или отсутствие вкуса ко всему духовному - например, отсутствие желания совершать служение.
Апа-сампрадая (апа-сампрадайа) - религиозное течение, отклонившееся от подлинной вайшнавской сампрадаи.
Апаурушея (апаурушейа) - "не-" или "сверхчеловеческое" - то, что поведано не материальной личностью; слова, сказанные Верховным Господом.
Аравиндакша - имя Всевышнего Господа, означающее "лотосоокий".
Арадхана - поклонение, служение; поклонение Шри Шри Радхе-Говинде в медитации гаятри мантрой; служение, которое воздает Шри Кришне Шримати Радхарани.
Арадхйо Бхагаван - поклоняемый Бхагаван.
Арати - церемония поклонения Господу, в ходе которой Ему предлагают пищу, светильник, веер, цветы и благовония. Центральный элемент храмового богослужения.
Араньяки (аранйаки)- ведические писания, часть шрути (одного из двух главных разделов Вед). Предназначались для лесных отшельников (ванапрастха) и готовили человека к полному отречению от мира (санньяса).
Арджуна - третий из братьев Пандавов, близкий друг Кришны, находящийся с Господом в сакхья-расе, которому на поле Курукшетра Кришна поведал “Бхагавад-гиту”.
Ароха - восходящий процесс познания.
Артха - "выгода", "польза", "богатство"; экономическое благополучие, которое следует за мирской религиозностью (дхармой) и составляет основу для удовлетворения чувств (камы). Вторая из четырех из целей в системе варнашрамы.
Арупа-лая (арупа-лайа) - уничтожение самого ума.
Арчана - поклонение образу Господа в храме, одна из девяти форм преданного служения.
Арчана-видхи - правила и предписания, которые необходимо соблюдать в процессе арчаны.
Арча-виграха - форма Господа, Которой поклоняются в храме.
Арчи - супруга Притху Махараджа, полное распространение Лакшми Деви (см. Четвертую песнь "Шримад-Бхагаватам").
Арья (арйа) - "благородный"; человек ведической культуры, строящий свою жизнь на основе принципов Вед.
Асакти - "привязанность"; непосредственная и глубокая привязанность к Господу и Его чистым преданным, шестая ступень развития растения бхакти (бхакта-латы), следующая за вкусом (ручи) и предшествующая появлению бхавы.
Асамаурдха - Верховный Господь, Которого никто не может превзойти или сравниться с Ним по величию.
Асана - поза, положение тела, третья ступень йоги - тренировка тела.
Асмита - ложное мировоззрение, вызванное отождествлением себя с телом; мышление в рамках концепции "я" и "мое".
Атма-никшепа - полное самопредание; одно из слагающих шестисложной шаранагати. Предложить все без остатка: от тела со всем к нему относящимся, и вплоть до чистой души, Лотосным Стопам Шри Хари. Все корыстные устремления отвергаются, и каждое действие посвящается только Кришне.
Аудасинья (аудасинйа) - апатичное преданное служение, отсутствие твердой решимости в садхане.
Аударья-Лила (аударйа-лила) - одна из лил Господа Кришны, где Он являет Себя как Шри Чайтанья Махапрабху.
Аулы - одно из тринадцати ложных учений, объявляющих себя последователями Господа Чайтаньи, но в действительности привязанных к материальным действиям.
АУМ (ОМ) - изначальный звук; выраженный звуком символ Абсолюта, из которого произошла вся Вселенная; мантра.
Ахайтуки-крипа - беспричинная милость Бхагавана или Его чистых преданных.
Ахам мамети - восприятие себя материальным телом, основанное на ложных концепциях "я" и "мое".
Аханкара - "то, что создает "я""; "ложное эго", тонкоматериальный элемент, заставляющий порабощенное материей живое существо отождествлять себя со своим тонким и грубым материальным телом.
Ахимса- непричинение вреда живому.
Ахайтуки-крипа - беспричинная милость Господа или Его чистых преданных.
Ахлада - скрытая в дживах духовная энергия блаженства.
Ачала - неподвижный; гора (см. "Шримад Бхагавад-гита", 2.24).
Ачаман - очистительный обряд, в ходе которого человек выпивает несколько капель воды, повторяя имена Господа.
Ачарья (ачарйа) - тот, кто учит своим примером; истинный духовный учитель. Обычно титул "ачарья" дается особо возвышенным учителям.
Ачарьябхеда (ачарйабхеда) - см. Панчавидха-бхеда.
Ачарья-аватара - нисшествие ачарьи из духовного мира.
Ачарья-лила - божественные деяния Шри Чайтаньи Махапрабху в роли ачарьи, когда Он приходит, чтобы раздавать прему всем живым существам.
Ачетана - лишенный сознания.
Ачинтья (ачинтйа) - "непостижимое", выходящее за пределы рассудка и воспринимаемое только через откровение.
Ачинтья-бхедабхеда-таттва (ачинтйа-бхедабхеда-таттва) - учение “непостижимого одновременного тождества и отличия” Господа, живых существ и Его энергий. Один из основополагающих принципов Учения Шри Чайтаньи Махапрабху, подробно разработанный Его учениками и последователями, прежде всего - Госвами Вриндавана.
Ачит-джагат - лишенный сознания (чит) мир косной материи.
Ачьюта (Ачйута) - "непогрешимый", "непоколебимый", одно из имен Господа (см. "Шримад Бхагавад-гита", 2.25).
Аша - поклонение Шри Бхагавану в надежде исполнения материальных желаний. См. Поклонение.
Аша-бандха - непоколебимая вера в благосклонность Господа.
Ашрам(ашрама) - каждая из четырех ступеней, или укладов жизни в системе варнашрама(см. такжебрахмачарья, грихастха, ванапрастха, санньяса); обитель, монастырь, община, где занимаются духовной практикой; жилище отшельника.
Ашрая (ашрайа) - прибежище, опора; источник; субъект; личность, которая вмещает в себя те, или иные качества или вещи.
Ашрая-виграха (ашрайа-виграха) - Шримати Радхарани, сокровищница духовной любви Господа. Дживе никогда не следует считать себя достойной уникального, положения ашрая-виграхи - одна мысль об этом приводит к падению. Чистое бытие дживы в духовном мире - это положение вечной служанки Шримати Радхарани. Так же - Господь как вместилище премы, как ее обладатель.
Ашрая-виграха-ачарья (ашрайа-виграха-ачарйа) - Шри Гуру как проявление Шримати Радхарани в этом мире.
Ашрая-таттва (ашрайа-татва) - вечный спутник Господа, божественное прибежище для обусловленных душ. Чтобы вступить в вечные игры Господа, джива должна обрести прибежище в преданном-рагануге в его особой расе.
Ашта-калья-лила (ашта-калйа-лила) - восемь вечных игр Шри Шри Радхи-Кришны во Врадже, сменяющие друг друга каждые три часа - предмет медитации возвышенных преданных, практикующих смарану.
Аштанга-йога - восьмиступенчатая йога, основы которой заложил Патанджали. Синоним мистической и медитационной йоги.
Ашта-саттвика-бхава - восемь внешних признаков бхавы, духовного блаженства (оцепенение, испарина, поднятие волосков на теле, прерывание голоса, трепет, изменение цвета кожи, слезы, беспамятство).
Ашта-сиддхи - восемь мистических совершенств, приходящих к человеку в процессе практики аштанга-йоги.
Ашта-сакхи- восемь главных, любимых Шримати Радхарани гопи, глубоко преданных Ей и совершающих вечное любовное служение Шри Шри Радхе-Говинде: Лалита, Вишакха, Чампакалата, Тунгавидья, Индулекха, Рангадеви, Судеви, Читра.
Ашта-сатвика-викара - восемь разновидностей экстатических симптомов, проявляемых чистыми преданными: скованность, испарина, "гусиная кожа", пресекающийся голос, дрожь, обморок, побледнение и плач.
Аштоттара-шата (сто восемь) - титул духовного учителя (Шри Гурудева), указывающий на то, что он является шуддха-бхактой - чистым преданным Шри Бхагавана.
Ашубха - неблагоприятный, вредный.
Ашутоша - имя Господа Шивы, означающее "тот, кого легко удовлетворить".
Аюрведа (Айур-веда) - Ведическая наука о здоровье. Изложена в одной из вспомогательных Вед того же названия.
Глоссарий Бориса Гребенщикова:
Адитья — в ведийской и индуистской мифологии одно из имен божества Солнца, сын Адити; выступает также под именем Сурья.
Айравата — в древнеиндийской мифологии первый небесный слон, ставший прародителем всех слонов; белый слон, который возит Бога Индру.
Акула Макара — мифическое морское чудовище, известное в индийской традиции и у ряда народов, на которые эта традиция оказала влияние. Макара часто представляется гигантским водным животным (индийский вариант Левиафана), сочетающим в себе черты дельфина, акулы и крокодила.
Ананта — змей, плавающий в водах космического океана; на Кольцах этого змея возлежит Вишну.
Арджуна — третий по старшинству (после Юдхиштхиры и Бхимасены) сын царя Панду от Кунти, один из Панда вов — героев «Махабхараты».
Арьяман — ведийское божество, один из адитьев; к нему обращались с молитвами о семейном благополучии.
Асуры — могучие соперники и враги богов, низвергнутые с неба и превратившиеся в демонов.
Атман — в индийской философии вечная, неизменная духовная сущность индивида.
Ашваттха — один из ИНДИЙСКИХ Видов смоковницы, издревле окруженный религиозным почитанием. Уже на печатях цивилизации долины Инда присутствуют ее изображения в роли мирового древа.
Ашвины — в мифах древних индийцев божественные братья близнецы, живущие на небе. На золотой колеснице, запряженной конями, птицами (орел, лебеди, соколы), они объезжали за день Вселенную и прогоняли тьму. Спасители, помогающие в беде, возвращающие жизнь умершим, излечивающие слепых и хромых, спасающие гибнущих в водной пучине и совершающие другие чудесные поступки.