ХРИСТИАНСКАЯ МОРАЛЬ БЫЛА БЫ СОВЕРШЕННА...
...если бы к ней добавили близкие сокровенные отношения с Богом, самозабвенную любовь к Нему…"
Отрывок из беседы Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами
Прабхупады с господином Сузерсом,
профессором Университета Огайо
(Соединенные Штаты). Шридхам Маяпур, январь 1929 г.
Проф. Сузерс: Одобряют ли преданные Кришны непристойные барельефы и
изображения, которые иногда можно видеть на стенах некоторых индуистских храмов?
Шрила Сарасвати Тхакур: Те, кто действительно являются преданными Кришны,
никогда не могут поощрять непристойность. Вся благопристойность и мораль
исходят из лотосных стоп Кришны. Высшая моральность души, в ее чистом,
изначальном состоянии, проявляется как любовь к Высшей Душе. Такая любовь достигает своего апогея только в преданных Кришны. Высшие принципы морали, которым учил благородный Иисус, не могут даже близко сравниться с концепцией высочайшей жертвенной любви преданных Кришны.
Проф.Сузерс: Ваше Святейшество, мне кажется, ваше мнение тенденциозно,
если вы говорите, что благие нравственные заповеди Христа не могут и близко сравниться с нравственностью любви преданных Кришны.
Шрила Сарасвати Тхакур: Совсем нет. По сути дела, мы открыто заявляем, что
мы - лучшие и более послушные христиане, чем люди западных стран. Наше суждение в этом вопросе не ограничивается лишь мирской "нравственностью". Нравственность духовной любви превосходит даже нематериальную нравственность, которая намного выше мирской. Христианская мораль была бы совершенна, если бы к ней добавили близкие сокровенные отношения с
Богом, самозабвенную любовь к Нему. Для чистой души, которая превзошла
мирскую мораль и вступила в сферу божественной любви, нравственность
этого мира кажется мизерной. Но по отношению к этой мирской нравственности у нее нет ни безразличия, ни привязанности. С другой стороны, мирская нравственность, как верная служанка, смиренно ожидает возможности оказать какую-нибудь помощь духовной нравственности в служении Господу Трансцендентной Любви.
Вместе с этим, мы должны понять, что в личности того, кто развивает в
себе духовную любовь, никогда не бывает недостатка в нравственности. Падший человек, лишенный нравственных качеств, никогда не может называться духовной личностью. Познав самую глубину идеального учения Шри Чайтаньядева, вы увидите, что преданность является полной противоположностью распущенности и разврата. Мирские моралисты, озабоченные прежде
всего наслаждениями этого мира, или же, наоборот, отвергающие их, своим слабым разумом не способны понять, что нравственность достигает своего
высшего развития в Любовных Деяниях Кришны. Эти божественные лилы
почитали и прославляли величайшие души, достигшие высот самоосознания, - близкие спутники Шри Чайтаньи Махапрабху, а именно Шри Рупа
Госвами и его последователи.
Проф.Сузерс: Как соотнести ваши утверждения с известными описаниями любовных развлечений Кришны?
Шрила Сарасвати Тхакур: Любовные Игры Кришны - это не какие-нибудь мирские сладострастные отношения героя и героини, как, например, Ромео и
Джульетты, или даже идеальной супружеской пары. Вожделение этого мира
исходит из страстного ума, но "вожделение", существующее в трансцендентной обители Кришны, имеет иную природу. Вожделение этого мира всегда
движимо одним из врагов души, одной из шести страстей, но в трансцендентной обители Кришны очаровывающая красота Его полностью духовного облика непрестанно вызывает любовные эмоции по отношению к Нему, которые есть чистая любовь, или желание доставлять удовольствие непорочным
чувствам Кришны. Материальное вожделение исходит от врага (страсти), а
настоящая любовь исходит от Кришны. Любовные Игры Кришны более чем
благопристойны, но таковым никак нельзя назвать вожделение, рожденное
из ума и тела человека. Любовные Деяния Кришны не следует считать чем-то
непристойным, поскольку именно Кришна является единственным и не имеющим себе равных наслаждающимся. Он - Воплощение Действительной Истины и Самовластный Господь.
Перевод: Яшода-кумар дас Брахмачари
Редакторы: Яшода-кумар дас Брахмачари, Парджанья дас, Сангита Мадхава деви даси
(оригинал статьи взят из книги "Шри Враджа-према" (выпуск 2), издательство Шри Бхактиведанта Гоудия Матх, Москва, 2003г.)
|