= карта сайта =
Шри Чайтанья Махапрабху
Шрила Бхактивинод Тхакур
Шрила Прабхупад
Шрила Бхакти Прамод Пури
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар
Шрила Бхакти Веданта Свами
Шрила Бхакти Прагьяна Кешава
Ачарьи cовременности
Статьи Вайшнавов
Частые вопросы
Аудио-архив
Библиотека
= Словарь =
= Разное =
Hari-katha >> Шрила Сарасвати Тхакур >> НАМ-БХАДЖАН

НАМ-БХАДЖАН

Единственно Према — цель жизни джив. Бхава, чистое чувство души, преображается в Прему. Повернувшись лицом к Кришне, множество джив ступили на путь подлинного прогресса, и многие, сделав это, приблизились к Храму Премы. Обращаясь к истинному положению Премы, мы сразу же обнаруживаем две возможные ситуации: первая, когда есть жгучая жажда еще не достигнутой Премы, и, вторая, когда Према уже взошла не пьедестал сердца. И нет положения выше этого, когда непрерывно переживают Расу, неделимую дивную таттву того мира. Преданные, охваченные безудержной жаждой Премы, но еще только идущие к ней, опять-таки могут относится к двум категориям, в соответствии с их склонностью к уединению или к бурной жизни: первые, Вивиктананди, строго следующие издавна испытанным методом, вторые именуются Гоштхйананди, всегда счастливы проповедью. Глубокая погруженность в размышления о Всевышнем - постоянное делание Према-Бхакт, а прославление и воспевание Имени Кришны - их проповедь.

В великой и неутолимой тоске по недосягаемой Преме, Према-Бхакты полностью посвящают себя Кришне, и подобное исключительное самопредание выделяет их особо. И Шримад-Бхагавата и Гита столь высоко превозносят их! Если же преданный не-абсолютно принял прибежище у прекрасных стоп Кришны, о какой Преме может идти речь? Он пребывает в полном неведении даже относительно Бхавы. Себя отдающие преданные должны принимать только то, что явно способствует Према-Бхакти, и безоговорочно отвергать все, что бы это ни было, вредящее или же просто не помогающее обретению Према-Бхакти! Такие преданные верят единственно в Кришну, как в Хранителя, верят, что ничто и никто, помимо Кришны, не защитит и не обережет их. У них нет ни малейших сомнений — только Кришна способен защитить всех. Преданные просто и искренне думают о себе как о низких и пустых существах. Вера ревностного, серьезного преданного в том, что сам он неспособен ни на что, и даже соломинка не шелохнется вне желания Кришны.

Совершенно преданные Вайшнавы предпочитают всем Аспектам преданного служения всеобъемлющий, всеохватный Шри Нам. В наибольшей степени они стремятся воспевать и медитировать на Шри Нам, нежели заниматься чем-либо иным. Среди всех слагающих Бхаджана, Имя Бхагавана проявляет Себя наиболее Духовно. Описывая Абсолютную Деятельность, Шри Хари-бхакти-вилас восхваляет воспевание Нама и размышление о Нем, как Лучшее из возможного. Шастры утверждают, что не существует никаких отличий меж Самим Кришной и Кришна-Намом, ибо подлинная природа Нама являет Себя как Чаитанйа-Раса-Виграха Кришны.

Надобно стараться осознать свою собственную Чит-сварупу (духовную, личностную форму-сознание), тем кто желает постичь Сварупу Кришны и Сварупу Нама. Пытающийся жить по Бхакти, не станет искусным в своем Богослужении, покуда не осознает духовную Истину. Так как же ему обрести цель своих исканий? Достижение совершенного восприятия духовных Истин и есть причина успешной культивации Бхаджана. Здесь мы намерены кое-что сказать по этому поводу.

Мы уже неоднократно упоминали, ссылаясь на Шастры, что каждая джива является духовной молекулой, Обитель Кришны является духовным Царством, бескорыстная преданность Кришне — это склонность духа, а Кришна-Нам — это Чит-Раса-Виграха. Сейчас же мы рискнем описать взаимосвязь меж Духом и преданными, чья тоска по Преме достигла крайних пределов, а затем объясним способ достижения высшего блаженства души. Коль скоро у нас есть духовные заслуги с прошлых воплощений, то трансцендентные дары, качества, непременно, возгорятся в сердце. И мы отнюдь не ощущаем влечения, ручи, к делу постижения Брахмана, в Чьей компетенции только аспект Чит (осознания), но начисто отсутствует духовное Блаженство Деятельности (Лила).

Спаситель в эпоху Кали, Шри Кришна Чаитанйа, говорит Веды только для того, чтобы явить девять Прамей (Истин) из них. В Шримад Бхагавате они обсуждаются столь же явно... Все Веды свидетельствуют о дживе как об атомарной частице Божества. Дживы подобны лучам Солнца-Кришны, и значит духовная форма дживы должна быть уподоблена духовной Форме Всевышнего... Однако категорическое отличие состоит в том, что Кришна подобен бескрайнему Солнцу, в то время как дживы — бесчисленные лучики, отблески Этого Солнца. Кришна — Владыка владык, а дживы Его вечные служители. И недопустимы никакие возражения в том очевидном факте, что Дом Кришны, то есть Паравйома или Голока, всецело и совершенно духовен. Вайкунтха, Чит-джагат, и т.д., все это относится к чисто духовной сфере. Баджашанейа Упанишад описывает Форму Кришны исключительно духовной, Шветашватара Упанишад говорит о вечных Шакти Господа Кришны, Кто совершенней совершенных и превыше высочайших, Мундака Упанишад показывает Бхакти как Чит Расу... И, отбросив все проявления многословия, сухое знание и склонность к тщеславным дебатам, мудрецы, что погрузились в созерцание глубин своей души и ощутившие Кришну Жизнью живущих, восприняв Божество силой тонкой интуиции, оставляют все и устремляются к преданности. Поступающий так — воистину брахман, тот же, кто покидает это тело, не осознав Его (Бога), так скажем, обычный скупердяй, скряга. Но тот счастливец, который к моменту расставания с этим миром понял Его, Бхагавана — настоящий брахман, Вайшнав Кришны. Как показывают природу Бхакти Писания: «О Маитрейа, душу видят, слышат, размышляют о ней, медитируют на нее, и осознают ее лишь духовными органами живого существа. Все это, без сомнений, хорошо известно нам. Но Душа-Кришна дороже единственного наследника, дороже любых богатств, Он - Всезнающий. К предметам, что услаждают чувства, не стоит привязываться, ибо только в удовлетворении Высшей Души приходит счастье. Таким непрерывным счастьем осуществляется вечная родственная связь меж Кришной и дживой — Према.»

Что за связь существует между этим проявленным, видимым миром материи, и духовной Сферой? Отправляясь на поиски духовных Истин, как правило, мы оказываемся введенными в заблуждение, поскольку после глубоких размышлений и определения явных отличий (между духом и материей), мы заключаем, что дух, это просто нечто противоположное материи. Под давлением, зашедших слишком далеко, наших мирских мудрований, мы оставляем без внимания Чит-Расу, и удовлетворяемся, благодаря большому творческому воображению, нечленораздельным и дефективным восприятием Брахмана. Но это только воображение Чит-Сварупы Брахмана, в коем Брахман — неизменный, бесплотный дух или великое бесформие, полностью лишенное атрибутов и не имеющее ничего общего с Премой. Такое «незаурядное» восприятие, словно Цветочек-в-небе! Будучи же неспособными понять Имя, Облик, Атрибуты и Развлечения Чит-Сварупы, мы просто погружаемся в инертность. Эти слова приходят к дживе как знамение, помогающее ей миновать безжизненные умствования. И тема эта замечательно раскрыта в беседе Вйасы и Нарады.

Очевидней очевидного, что вам не удастся постичь динамичные Развлечения Пара-Брахмана, если вы ослеплены Чит-сварупой Брахмана, подобием вечного сияния Чит. Братья, взирайте вперед! Врата в Царство Всевышнего за решительным прорывом сквозь сияние чистого Чит, и там вы сможете осознать духовные Развлечения Господа, тогда же придет способность вкушать амброзию постоянной, ни на мгновение не останавливающейся Брахма-Расы. Не будет доле душа оставаться древоподобной. Имя, Облик, Качества и Лила Высшего Существа явят Себя не отблеском этого мира, а ослепительным пламенем Духа. Солнце, Луна, звезды, но все сияние этого мира абсолютно не пригодно для того, чтобы пролить хоть немного света на сферы духовного. Лишь духовный свет, что вне любых проявлений света материального, наполняет радостью тот Высший Мир. Об искаженном отблеске того света мы думаем как о том, что дарует нам необходимый свет... В действительности же, это не так. Описывая Брахмапур (мир Брахмана), Чхандогйа Упанишад дает нам исчерпывающее представление об этом. Явленное нам духовным светом, Царство Духа — высочайший Идеал для этого грубого приземленного мира. И в нем нет и тени от той грубой приземленности. Наоборот, в нем имеют место только сладостные Деяния всепроникающей изысканности. Четырнадцать миров материи — лишь извращенное отражение той Сферы Бытия. Материальное Солнце — слабый отблеск того Света, а тонкое его отражение проявляется в скупой мудрости, что проклевывается в нашем уме, совести и сознании. Наши грубые чувства уверовали, что это грубое солнце — вспышка подлинного великолепия, и мы гордимся мирскими знаниями, обретенными силой восьмиступенчатой йоги, что действует в пределах интеллекта, ощущения совести и эго. Подобная, лишь по видимости, естественная деятельность полностью увлекает джив. Услышав поучение Нарады, Дваипайан-риши полностью погрузился в глубины естественной для души медитации, в которой он ясно увидел Имя, Облик, Атрибуты и Деяния Высшей Личности. Так же он понял и майу, тень Парашакти, не дающую приют в Абсолютной Истине, и так осознал все анартхи джив, атомов чит-таттвы, очарованных и порабощенных майей. Далее он отчетливо понял, что такие дживы смогут обрести восприятие собственной духовной формы, если полностью посвятят себя серьезной созерцательной Бхакти-йоге. Тогда-то он и составил Шримат Бхагавату, что описывает духовные Деяния Бхагавана. Забвение собственной духовной формы и Облика Кришны — основная анартха дживы, которая отвращает от Кришны и, в конце концов, водоворотом майи швыряет дживу на пути кармы, в мир полный радостей и скорби. Когда же джива обретет прибежище в Бхакти, предварительно отринув низменные усилия, продиктованные мирскими побуждениями мистической йоги, карма-марга, или санкхйей гйана-марга, что живет тщетными стараниями дебатировать о том, что не является ни Богом, ни тем, что относится к Богу, лишь тогда, в глубокой погруженности в раздумья о Божественном, в ней появится проблеск чистого духовного восприятия. И тогда мирские наслаждения станут для дживы больно ранящими шипами, и Кришна-Према взойдет в сердце. Только так обретается благословение Кришны, Духовного Солнца. И, помимо этой Божественной милости, нет иной возможности очистить свое сознание и подлинно устремиться к вечно сияющей Земле Шри Кришны.

Искренняя вера в беспримесную преданность является корнем необременительного обуздания чувств и ума, и погружения души в глубины созерцания Всевышнего. В благословенный момент, когда Дваипайан-риши устранил все сомнения относительно правил и рекомендаций карма-канды и тщетной гйана-канды, в ответ на вопрос своего духовного учителя, Шри Нарады Госвами, он сказал: «О Господин, несомненно, я постиг все, что ты открыл мне, однако душа в этом теле, неизвестно почему, не обрела удовлетворение! О сын Брахмаджи, будь милостив, объясни мне то непостижимое и неизреченное, что стоит за этим. Молю, устрани из сердца эту великую скорбь!» Тогда Нарада Госвами произнес: «Вйаса, ты не приложил никаких усилий чтобы дать живое представление о святых Духовных Развлечениях Бхагавана, хотя постарался дать исчерпывающее объяснение иным устремлениям живых существ, которые описаны тобой в Веданта-сутрах и Махабхарате: благочестие, богатство, наслаждение и спасение... Удовлетворение не приходит к тебе из-за этой оплошности. Ты совершил огромную ошибку, высоко превознося положение каст и стадий человеческой религии. Если кто-то, пренебрегая этой условной религией, посвятит себя служению Хари, и не достигнет одной из описанных тобой целей, что за беда? Но вот если будет наоборот, и человек станет неуклонно придерживаться принципов обусловленной религии, будучи при этом нерадивым в Хари-бхаджане, каких же возвышенных результатов удостоится он?» Очевидней очевидного, что нет иного спасения, помимо Хари-бхаджана. Джива достигнет высочайшей своей цели, лишь приняв Шри Нам, как единственный Путь к Шри Хари.

Вйасадева, устремившись к полноте этой Бхакти-йоги, погрузился в нетрудные размышления о Всевышнем. «Нетрудные» — означает в данном случае, что преданность Кришне наиболее естественна, изначально присуща дживатме. Будучи внутренней, вечной дхармой джив, она именуется «нетрудной» вселенской религией всех душ.

Когда джива приходит к пониманию, что путь кармы не принесет ей вечного блага, что ни составляющие карма-канды, ни восемь тонких процессов йоги, никогда не приведут ее к высшей цели, рабству Кришне, которое есть религия души, и опять-таки, когда к ней приходит осознание того факта, что исполненность мирской мудростью и ограниченными знаниями относительно духовного мира, которые по природе своей являются усилиями ума и эго, не дает ни малейшего шанса вырваться из этого порочного круга, она, по милости Садху и Гуру, начинает истово взывать к Кришне из самых глубин своего сердца: «О Кришна! О Спаситель падших! Хотя я Твой вечный слуга, я бросился в пучину этого мира, и теперь меня постоянно швыряет на его скалистые берега грозными волнами проблем и несчастий. Подними меня, Господи, в дарующую прохладу, сень Твоих лотосных стоп! Будь милостив к этому ничтожному существу!» Так всемилостивый Господь с любовью возносит дживу к Своим лотосным стопам.

Когда искренне, с трепетным восторгом и слезами текущими по щекам, человек непрестанно воспевает, слушает и памятует Имя Кришны, он постепенно достигает стадии Бхавы. Являя Себя в сердце живых существ, Кришна освобождает их от стремления к развлечениям и очищает ум, и в этой чистоте Он милостиво наделяет душу Своей Премой. Крайнее смирение и совершенная преданность необходимы для того, чтобы призвать Кришну в сердце. И когда мирские познания, рассуждения и устремления превратятся в прах, очи души смогут узреть Бхагавана и Его спутников. Если, отвергнув асат-сангу, общество мерзавцев, обратиться к сат-санге, скоро приходит твердая надежда, и тогда, утвердившись в Ништхе, восходишь в Бхаву. Но тот, чье сердце бесчестно, вне всяких сомнений, пойдет в ад.

Те благословенные души, которые и всерьез жаждут взойти в миры Премы, искренне и постоянно взывают к Имени Кришны в обществе Садху. У них нет особого влечения даже к иным аспектам преданности. Когда в кратчайшие сроки, милостью Святого Имени, сердце обретает внутреннюю внимательность, плоды религиозного терпения, контроля чувств, соблюдения обетов, религиозного аскетизма, теоретического религиозного размышления, строгости ума и безразличия к внешним впечатлениям, легко достигаются и без дополнительных усилий. Сам Шри Нам совершенным образом сдерживает все мимолетные процессы в уме. А чем чище сердце, тем большее разнообразие Лил Духовного Царства проявляет себя в нем. И молочный поток этого блаженства настолько стремителен, что никакие иные средства не способны дать даже малую каплю его. Нет у джив иного доброжелателя, помимо милости Кришны.

продолжение статьи >>


© 1999-2024 Hari-katha.org. All rights reserved.